Частное учреждение здравоохранения
«Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Омск

Адрес: г. Омск, ул. Карбышева, 41
Контактные данные:
Почта: zdokb2010@yandex.ru
Тел: 8 (3812) 44-22-67
Железнодорожная больница в Омске, ныне входящая в сеть ОАО «РЖД-Медицина», занимает важное место в истории здравоохранения Омской области. Её становление тесно связано с развитием железнодорожной инфраструктуры региона.
Медицинское обслуживание железнодорожных рабочих и служащих впервые проведено в России в 1844 году. Уже в 50-х годах XIX века были организованы линейные больницы, врачебные участки и фельдшерские пункты.
Конец XIX и начало XX века характеризуются широким размахом железнодорожного строительства в России. Расширялись российские границы, возрастала значимость железных дорог как средства сообщения. Нарастал железнодорожный бум.

Важнейшим этапом в развитии сети железных дорог России стало сооружение Великой Транссибирской магистрали, протянувшейся от Уральских гор до Тихого океана на расстояние более 7 тысяч километров. Император Александр III прекрасно понимал, что развитие невозможно без надёжного сообщения между Европейской Россией и Сибирью.
17 марта 1891 года вышел Высочайший рескрипт Императора о строительстве «сплошной через всю Сибирь железной дороги». Не менее горячим сторонником этой идеи стал; цесаревич Николай, который возглавил Комитет Сибирских железных дорог.

Сооружение Транссибирской магистрали проходило в тяжелейших условия, болотистая местность, землянки, травматизм, вспышки инфекционных заболеваний. Строители трассы столкнулись с колоссальными природно-климатическим трудностями. Среди строителей находились не только вольнонаёмные рабочие и специалисты, но так и ссыльнокаторжные, которые были разбиты на специальные железнодорожные каторжные команды.

Ввиду того, что прокладка, а затем и начало эксплуатации самой длинной в мире рельсовой магистрали были сопряжены с перемещением больших потоков людей, возникла потребность в создании ведомственной медицинской службы с обязанностями организовывать и контролировать лечебную помощь строителям, железнодорожникам, членам их семей, заболевшим в пути пассажирам. Пострадавшим требовалась быстрая медицинская помощь.
Зачатки транспортной медицины в Сибири появились в конце ХІХ века в связи со
строительством Сибирской железной дороги, проводившимся под руководством инженера путей сообщения, действительного статского советника Константина Яковлевича Михайловского (1834-1909).
Комитету по постройке железной дороги было поручено открывать переселенческие пункты по пути передвижения.

В октябре 1894 года первый поезд пришёл в Омск, а в марте 1896 года после пуска металлического шестипролётного моста через Иртыш началось беспересадочное движение поездов, появились паровозное депо, ремонтные мастерские, пакгаузы, двухклассное училище, церковно-приходская школа, жилые дома. Вблизи станции возник небольшой городок.
Рабочие посёлки железнодорожного транспорта находились в совершенно неудовлетворительном состоянии. Большинство рабочих и их семей ютилось в неприспособленных к жилью и переуплотнённых бараках и землянках. Недоброкачественное водоснабжение, загрязнённость станций и путей, отсутствие бань способствовали инфекционной заболеваемости. Безотрадное жилищное положение усугублялось прибавляющимся пришлым элементом, беженцами из голодающих губерний, оседающих среди местного населения. Возникла острая необходимость в организации медицинской помощи работникам железной дороги, число которых неуклонно росло.

В журнале No 1 Комиссии по освидетельствованию Западно- Сибирской железной дороги от ст. Челябинск до временной станции Краснощёково заседания 27 и 28 сентября 1896 года записано: «Что же касается до приёмных покоев, то таковых устроено десять на станциях: Челябинск, Шумиха, Курган, Макушино, Петропавловск, Медвежья, Исиль-Куль, Омск, Убинская и Калачинская». И далее: «По заявлению начальника дороги крайне необходимо построить хотя бы одну железнодорожную больницу на станции Омск ввиду удаления города от станции».

С 1899 по 1901 годы в больнице работали медицинские работники А.М. Старкова и О.Б. Лепешинская, члены Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В последующем О.Б. Лепешинская стала научным медицинским работником.
В 1903 году было построено здание больницы на 83 койки.
Становление здравоохранения и медико-санитарной службы железной дороги проходило в исключительно сложных условиях: первая мировая война, революция, иностранная интервенция, гражданская война, экономическая блокада, разруха.
Все это привело к массовым эпидемиям сыпного тифа, других инфекционных заболеваний.

И тем не менее, борьба с эпидемиями велась, была разработана система противоэпидемической защиты работников железнодорожного транспорта. Проводились массовые прививки против брюшного тифа, холеры и многих других заболеваний. И эта большая работа давала свои положительные результаты. В двадцатые годы XX века сеть лечебных учреждений на железной дороге значительно возросла.


Так, в 1923 году был открыт противотуберкулезный диспансер, в 1924 году изолятор для трахоматозных больных и венерологический диспансер со стационаром на 10 коек, в 1925 году детская амбулатория-изолятор и глазное отделение на 15 коек с операционной. Начала работу зубопротезная мастерская с двумя зубными техниками и клиническая лаборатория, где проводились и патолого-гистологические исследования. В 1926 году Омская железнодорожная больница имела 150 коек, из них: терапевтических 30, хирургических 50, венерологических 10, глазных 15, родильных 15, гинекологических 30.

В 1932 году завершено строительство 2-этажного корпуса (функционирует до сих пор), с вводом которого значительно увеличилось количество коек. В 30-е годы больница стала базовой для ряда кафедр Омского мединститута и приобрела статус клинической.


В годы Великой Отечественной войны участниками боевых действий стали более ста работников больницы: врачи, фельдшера, медицинские сестры, младший и прочий персонал. Все они отмечены боевыми наградами. Много из участников войны ещё долгие годы работали в больнице, показывая образец в труде.

В 1969 году открыто онкологическое отделение на 50 коек, в 1978 году - детская поликлиника, в 1980 году построен новый 5-ти этажный корпус стационара, число коек увеличилось до 470.
В разные годы главными врачами железнодорожной больницы (до 1971 года именовались начальниками больницы) работали Н.А. Пермитин, Н.М. Петров, А.В. Гапоненко, А.Г. Краев, Н.М. Костюченко, С.Ф. Мельник, В.П. Андреев, С.А. Берштейн, М.С. Берштейн, Г.И. Баландин, А.И. Чеперин, А.А. Кабанов, Д.В. Серый
Пермитин Николай Антонович главный врач 1940-1948 гг.
Петров Николай Михайлович главный врач 1948-1949 гг.
Гапоненко Александр Васильевич главный врач 1949-1952 гг.
Краев Александр Григорьевич главный врач 1952-1954 гг.
Костюченко Никифор Михайлович главный врач 1954-1958 гг.
Мельник Степан Филлипович главный врач 1958-1965 гг.
Андреев Виктор Павлович главный врач 1965-1971 гг.
Берштейн Семен Абрамович главный врач 1971-1990 гг.
Берштейн Михаил Семенович главный врач 1990-1997 гг.
Баландин Геннадий Иванович главный врач 1997-1998 гг.
Чеперин Андрей Игоревич главный врач 1999-2009 гг.
Кабанов Алексей Азарьевич главный врач 2009-2019 гг.
Серый Дмитрий Викторович 2019-2025 гг.
В 1993 году к Отделенческой клинической больнице присоединена узловая больница на ст. Омск, в 1995 году поликлиника на ст. Входная, в 1996 году – физиотерапевтическая больница на ст. Омск, ставшая отделением восстановительной медицины и реабилитации. В 2001 году расширилась сеть амбулаторно-поликлинических подразделений путем присоединения линейных амбулаторий на ст. Называевская, на ст. Иртышское, а также ФАПов на ст. Любинская и Драгунская. В 2005 году к ОКБ на ст.Омск присоединилась поликлиника на ст. Московка.

1 марта 2005 года в связи с реформированием железнодорожного транспорта Отделенческая клиническая больница на ст.Омск стала негосударственным учреждением здравоохранения.

В июне 2014 года больница получила бессрочную государственную лицензию на осуществление медицинской деятельности по 30 видам стационарной, в том числе высокотехнологичной и 25 видам амбулаторно- поликлинической медицинской помощи.
Неослабевающее внимание уделяется вопросам материально-технического обеспечения, совершенствуется материальная база - постоянно ведутся строительство, реконструкции, капитальные ремонты в различных подразделениях, приобретается новое медицинское оборудование, внедряются новые технологии, методики диагностики и лечения. Эта работа продолжается постоянно.

Сложилось целое сообщество железнодорожных медиков, объединённых одной историей, общими традициями, работающих над решением одних задач. Развитие, постоянное движение вперёд сопровождается приумножением традиций железнодорожной медицины, а это, в свою очередь, формирует особую культуру. Каждый чувствует принадлежность к большому опыту развития системы железнодорожного здравоохранения Омского региона, осознаёт всю масштабность и важность нашего дела и связанную с этим ответственность.

31 июля 2018 года в связи с дальнейшим реформированием ведомственного здравоохранения больница стала частным учреждением здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Омск».      Сегодня больница является крупным многопрофильным лечебным учреждением, в составе которого – круглосуточный стационар на 125 коек, 2 поликлиники на 616 посещений в смену, дневной стационар на 5 коек, 2 амбулатории, 6 фельдшерских здравпунктов на промышленных предприятиях и предприятиях железнодорожного транспорта, 20 кабинетов ПРМО, медицинский пункт вокзала на станции Омск.

Численность обслуживаемого населения около 11 тысяч человек, 8 тыс. из которых составляют работающие железнодорожники.
Ежегодно в круглосуточном стационаре оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь более 5,5 тысячам пациентов, в дневном стационаре больницы проходит лечение около 130 человек, в амбулаторно-поликлинических подразделениях выполняется более 400 тысяч посещений по 27 специальностям.

В учреждении работают 114 врачей и 245 средних медицинских работника, среди которых - 4 докторов медицинских наук и 4 кандидата медицинских наук, 1 профессор, 2 доцента.
На базе больницы располагаются 4 кафедры Омского государственного медицинского университета: кафедра травматологии и ортопедии, кафедра общей хирургии, кафедра акушерства и гинекологии №1, кафедра хирургических
болезней и урологии ДПО, а также структурное подразделение среднего профессионального образования «Омское медицинское училище железнодорожного транспорта» Омского государственного университета путей сообщения.

Роль в развитии здравоохранения
 
Железнодорожная больница в Омске сыграла ключевую роль в обеспечении медицинской помощи не только работникам железной дороги, но и жителям региона. Она стала одним из первых учреждений, предоставляющих квалифицированную медицинскую помощь в условиях быстро растущего промышленного центра. Больница также участвовала в борьбе с инфекционными заболеваниями, что было особенно важно в условиях массовых миграций и интенсивного транспортного сообщения.
 
Современное значение
 
Сегодня железнодорожная больница в Омске продолжает свою деятельность в составе сети «РЖД-Медицина», предоставляя широкий спектр медицинских услуг. Она оснащена современным оборудованием и играет важную роль в реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, таких как профилактика заболеваний и повышение доступности медицинской помощи.
 
ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина» г. Омск» – современное многопрофильное медицинское учреждение с глубокими историческими корнями, сохранившее традиции железнодорожной медицины и приумножившее их. Оно играет важную роль не только в системе корпоративной медицины РЖД, но и в здравоохранении Омской области, являясь учебной базой, центром высокотехнологичной помощи и памяти героического медицинского труда.
Made on
Tilda