Бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Омской области «Медицинский колледж»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области "Медицинский колледж" (БПОУ ОО "МК")
Место нахождения образовательной организации: 644073, Россия, Сибирский федеральный округ, Омская область, г. Омск, ул. Дианова, 29;
Телефон горячей линии: 75-54-87
Е-mail :info@medcoll.ru
Сайт: http://medcoll.ru/

История создания организации


Известно, что в г. Омске с 19 века существовала фельдшерская школа. История деятельности данной школы нигде не описана, причем даты её создания в разных источниках значатся разные. Так в государственном Архиве Омской области – 1878 год, в протоколах медицинского общества 90-х годов 19 века – 1852 год, в историческом музее – 1874 год, в справочнике «Омск» за 1914 – 1883 год. Где же истина?

В процессе серьёзной поисковой работы с материалами исторических архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Тобольска, Новосибирска, государственного Архива Омской области на протяжении нескольких лет удалось установить подлинную дату рождения нашего учебного заведения.
Из найденных в архивах документов следует, что в 1852 году для комплектования Сибирского казачьего войска медицинскими и аптечными фельдшерами была учреждена при Омском военном госпитале фельдшерская школа. Это было первое медицинское учебное заведение на территории от Урала до Тихого океана.

К сожалению, не удалось найти списки первых учеников. Самый ранний список, который хранится в областном архиве - это список за 1869 год.

Руководители организации по годам


Информация по руководителям Фельдшерской школы дореволюционного периода истории организации фрагментарна и поиск информации продолжается до сих пор.

1890-1898 гг. - Лебединский Иосиф Алексеевич
1899-1906 гг. - Мариупольский Берко Михайлович
1907-1913 гг. - Тарутин Константин Иосифович
1914-1916 гг. - Зинин Михаил Петрович
1917-1918, 1921-1923 гг. - Грязнов Александр Александрович
1923-1929 гг. - Гиганова Мария Алексеевна
1929-1932 гг. - Киренцов Савватий Александрович
1932-1933 гг. - Савельев Андрей Фёдорович
1933-1934 гг. - Новик Степан Амвросиевич
1934-1935 гг. - Змановская Мария Александровна
1935-1945 гг. - Грелёва Александра Александровна
1945-1959 гг. - Ользарович Серафима Алексеевна
1959-1965 гг. - Рысев Андрей Семенович
1965-1969 гг. - Порошина Александра Васильевна
1969-1972 гг. - Дука Геннадий Яковлевич
1972-1976 гг. - Стрекаль Михаил Анастасиевич
1976-1977 гг. - Никифорова Елена Георгиевна
1977-1980 гг. - Задорожный Павел Владимирович
1981-2003 гг. - Чернышев Александр Лазаревич
2003-2006 гг. - Люст Светлана Вячеславовна
с 2006 г. - Боровский Игорь Владимирович.

Этапы развития организации.


1. До 1878 г.

Фельдшерская школа без изменений работала до 1873 года. В декабре 1873 года Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Хрущев Александр Петрович после ревизии школы посылает рапорт Военному Министру России Милютину, в котором сообщает, что «курс обучения не обусловлен никакою программою, и фельдшера мало подготовлены к предстоящей службе, кроме того, 10 человек обучающихся не может пополнить некомплект фельдшеров в Сибирском казачьем войске», и высказывает свои предложения по улучшению работы школы.
Этот рапорт был рассмотрен, и через год, в ноябре 1874 года, по Военному ведомству России издается приказ № 309, подписанный Военным Министром, Генерал – Адъютантом Милютиным(док 2.).
Именно эта дата, 1874 год, и попала в некоторые источники как дата создания школы.

Данным приказом были утверждены «Правила для образования медицинских и аптечных фельдшеров при Омском военном госпитале» и ведомость расходов. Согласно данных документов число воспитанников увеличивалось до 18, каждый из которых получал войсковое пособие в размере 100 рублей в год. Кроме того, Окружному военно-медицинскому инспектору Западно-Сибирского военного округа предоставлялось право «допускать к обучению малолетков из всех сословий на собственном их содержании, с таким расчетом, чтобы общее число воспитанников не стесняло успешного хода преподавания»
Таким образом, при Омском госпитале утверждался особый курс для обучения фельдшеров из казачьих семей и лиц не войскового сословия.
В этом же приказе предусмотрено и открытие при ветеринарном лазарете ветеринарной фельдшерской школы.

На основании Приказа Военного Министра принимается Приказ по Сибирскому казачьему войску № 30 от 11 апреля 1875 года. В нем оговорены условия приема в фельдшерскую школу. Льготами пользовались круглые сироты, сироты убитых на войне или умерших от ран, полученных в сражениях, сыновья награжденных воинов.

В приказе есть примечательный пункт: «Сыновья нижних чинов казачьего сословия, учащиеся без войскового пособия, отличающиеся хорошею нравственностью и успехами в науках, зачисляются при открывшейся вакансии в комплект 18-ти воспитанников с пособием от войск».

Приказом предусмотрено, что госпиталь для проживания воспитанников выделяет бесплатное помещение, однако освещение и отопление должно производиться на средства воспитанников.
Директором школы являлся начальник госпиталя.

Также в приказе оговорены условия обучения ветеринарных фельдшеров.
С этого года эти две школы - фельдшерская и ветеринарная фельдшерская - шли параллельно.
В январе 1876 года Генерал – Губернатором Западной Сибири Генерал – Адъютантом Казнаковым Николаем Геннадьевичем (1824-1885 гг.) были утверждены «Правила об определении воспитанников из крестьянского сословия и из киргиз в Омскую фельдшерскую школу» (док. 3.). Название данных «Правил» свидетельствует о том, что школа изначально была многонациональной.

В главное управление Западной Сибири поступало много писем от Окружных исправников и Уездных начальников Сибири о том, что «в Западной Сибири не имеется другой школы для приготовления фельдшеров, недостаток которых чувствуется повсеместно, то было бы весьма желательно, иметь стипендиатов, хотя бы по одному на каждый округ или уезд».

В 1877 году Западно-Сибирским военным округом было утверждено положение об интернате для воспитанников фельдшерской школы, которое располагалось в здании военного госпиталя №151. Для этих целей здание было капитально отремонтировано по сметам Инженерного ведомства и специально приспособлено как для классных занятий, так и для проживания в нем. В положении отмечалось, что совместное проживание особенно желательно для киргизских мальчиков, т.к. находясь в постоянном общении со своими товарищами, они имеют возможность практически изучить русский язык и пользоваться общими учебными пособиями.

2. 1878 - 1918 гг.

Фельдшеров, которых готовила школа, катастрофически не хватало, и в 1878 году Генерал – Губернатор Западной Сибири Казнаков Николай Геннадьевич обращается с ходатайством к царю о расширении школы. Ответ пришел положительный. «30 марта 1878 года, Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета разрешено устроить в г. Омске Центральную для Западной Сибири фельдшерскую школу на 100 учеников с постройкой собственного здания».

31 августа 1878 года на заседании Омской городской Думы был рассмотрен вопрос об отводе земли для строительства школьного здания и принято решение отвести место «вблизи госпиталя в виду той пользы, которую он должен принести в практическом отношении, находящееся на углу против места Гражданской Гимназии и Тарских крепостных ворот».

Пока шло строительство здания, занятия по-прежнему проводились в госпитале. В это же время при госпитале были созданы повивальная школа и женское отделение.

В 1883 году по проекту известного в городе архитектора Э.И. Эзета здание было построено (фото с открытки 19 века). В нем были классные комнаты, спальные помещения, столовая с кухней и другие подсобные помещения. При школе были построены флигеля для проживания директора, воспитателя и смотрителя.
Приказом по военному ведомству особый курс при Омском военном госпитале закрывался и все фельдшерские ученики переводились в Центральную для Западной Сибири фельдшерскую школу, сокращенно ЦФШ, в которой учреждались и стипендиаты казачьих войск.

Были утверждены новые правила приема в школу (док. 6.) и Устав школы. Воспитанники в ЦФШ направлялись из Тобольской и Томской губерний, областей Степного и Туркестанского генерал-губернаторств, Сибирского, Семиреченского и Уссурийского казачьих войск, которые и оплачивали обучение.

Не имеющие право на стипендию могли поступать в школу частным способом с оплатою 300 рублей в год. (Пока шло строительство школы, в 1882 году было изменено административное деление Сибири: упразднено Западносибирское и создано Степное генерал - губернаторство).
В школе был сформирован педагогический коллектив из опытных врачей и учителей. Число воспитанников достигло 97 штатных «пансионеров» и 10 – 30 поступающих частным способом. Попечителем школы состоял Степной генерал-губернатор Колпаковский Герасим Алексеевич (1819-1896 гг.). Общий надзор за школою возлагался на Акмолинского губернатора Ливенцова Михаила Алексеевича (1825—1896). Ближайшее наблюдение по учебной части возлагалось на Акмолинского врачебного инспектора, а по хозяйственной части - на областное Правление. При школе состоял избираемый Омскою городскою Думою и утверждаемый Министром Внутренних дел почетный попечитель. Непосредственное управление школою возлагалось на директора, который назначался из врачей. Для осуществления контроля за учебно-воспитательной работой создавался педагогический совет.

В областном архиве сохранились протоколы заседаний педагогического совета за 1883-1907 годы. На педсоветах утверждалось расписание уроков, расписание кушаний, сводные ведомости успеваемости, из которых видно, что оценки ставились в десятичных дробях. Например,
«4, 3» и «4,8», причем «5»- это отлично , «4»- хорошо, «3»- порядочно, «2»- слабо, «1»- очень слабо; перечень книг для библиотеки и многое другое. Рассматривались и проступки воспитанников.

В справочнике «Весь Омск за 1913 год» была представлена следующая информация об учебном заведении:
ЦЕНТРАЛЬНО-ФЕЛЬДШЕРСКАЯ ШКОЛА. (Тарская, соб. здан, тел. №462).
Школа состоит в ведении Министерства Внутренних Дел. Курс учения в школе трехгодичный. Учащиеся в школе разделяются на казенно-коштных и своекоштных. Плата за содержание последних в пансионе 300 руб. в год; за правоучение же 30 руб. в год. Для казенно-коштных имеются стипендий: от Акмолинской области — 10; Топалатинской 8; Сибирского казачьего войска — 15; Семиреченского каз. войска — 4 и Уссурийского каз. войска — 3 — 6.
От поступающих требуются знания в объеме полного курса 2-х клас. М. Н. Просвещения училища и возраст от 14 лет.

3. 1921-1935 гг.

Инициатива организации средней медицинской школы принадлежит Сибздраву и Губнаробразу, которые ещё в 1920 г. Поручили доктору Грязнову Александру Александровичу, заведующему тогда акушерско-гинекологическим отделением хирургической больницы имени Косырева, составить программу, план и устав для акушерского техникума в Омске.
Грязнов это выполнил с помощью медицинской общественности, которая была увлечена идеей создания в Омске средней медицинской школы. Кроме устава и программ ничего не было. Первым заведующим стал Грязнов Александр Александрович, на помощь пришли 3 учреждения: медицинский институт предоставил техникуму в пользование помещение для канцелярии с площадью в 27 кв.м.; губздрав – больницы, аптеку и амбулатории; губнаробраз – субсидировал техникум.
Финансовая база Губнаробраза была так мала, что на помощь техникуму пришли учащиеся, преподаватели и разные советские общественные организации. Устройство вечеров, спектаклей, увеселительных прогулок, с целью добывания средств. Учащиеся сами обслуживали канцелярию, т.к. никакого штата не существовало. За свой труд преподаватели почти ничего не получали.

На 1 курс было принято 150 человек, а закончило только 41 . До конца 1923 г. положение учреждения было шатким.
Осенью 1923 г. техникум включился в сеть профессиональных школ республики, и его существование стало частично обеспечиваться центром.

Заведующей техникумом становится доктор Гиганова Мария Алексеевна.
В 1926 г. была получена твёрдая смета по государственному бюджету, и состояние техникума заметно улучшилось. Появилась возможность платить заработную плату преподавателям и служащим. Сибнаробраз внёс ассигнования(1500рублей) на оборудование и снабжение техникума учебными пособиями. С 1925/1926 учебного года стала оказываться материальная помощь учащимся. Всего было выделено 8 стипендий.
На протяжении девяти лет все работники мечтали об одном: получить собственное здание, которое было выделено техникуму летом 1930 г.

Деятельность техникума расширялась: с осени 1930 г. открылись курсы по подготовке батрачек и колхозниц.
До весны 1930 г. техникум имел одно акушерское отделение, на котором обучались только женщины. С весны 1930 г. открылось отделение охраны материнства и младенчества.
Осенью 1930 г. при техникуме открылись следующие отделения: медицинских техников по уходу; помощников санитарных врачей; лабораторных техников; казахское подготовительное отделение (нацменовское); вечерний техникум в составе акушерского отделения.

С 1сентября 1933 г. медицинский техникум имел следующие отделения:
- Отделение помощников врачей акушеров-гинекологов;
- Отделение помощников врачей лечебников;
- Отделение помощников врачей педиатров;
- Отделение помощников санитарных врачей.

Осенью1935 г. медицинский техникум был преобразован в Фельдшерско-акушерскую школу с акушерским и фельдшерским отделениями.
1-го сентября 1936 г. при ФАШ открыто фармацевтическое отделение (2 группы) и отделение зубных врачей (1 группа).
Под руководством преподавателя Новикова А.Н. работал струнно-хоровой оркестр в составе 102 человек.

4. 1935-1954 гг.

В 1936 г. на базе ФАШ создаются зубоврачебная и фармацевтическая школы. Из ФАШ выделяется фельдшерско-акушерская школа Западносибирской железной дороги.

Организатором и первым директором зубоврачебной школы был врач стоматолог Григорий Исаакович Мордкович.
В 1940 г. образована школа лабораторных техников.

Тяжелыми были военные годы 1941-1945 гг. Здание ФАШ было освобождено за три дня под военный эвакогоспиталь №1253. Основной базой школы в годы Великой Отечественной войны стало подвальное помещение на 8 комнат патологоанатомического корпуса медицинского института. Обучение проходило по сокращенной программе. Учащиеся работали в госпиталях, были активными донорами крови. Многие выпускники, получив диплом, уходили на фронт.
В 1944 г. эвакогоспиталь №1253 был передислоцирован на запад, увозя с собой мягкий и твердый инвентарь школ, а здание, принадлежавшее среднемедицинским школам, распоряжением СНК СССР от 14 ноября 1944 г. передавалось заводу №29 под общежитие.

В результате последовавшего длительного разбирательства между директором ФАШ Ользарович Серафимой Алексеевной (1900-1990) и руководством завода №29, после писем в Совнарком РСФСР и наркому здравоохранения РСФСР и позднее лично председателю Совета Министров СССР И.В. Сталину к 1949 г. здание по улице Декабристов №45 (ныне №35) было возвращено средним медицинским школам.

В 1947 г. при зубоврачебной школе было открыто зубоврачебное отделение, а в 1949 г. состоялся первый выпуск зубных техников в количестве 33 человек.
В 1954 году произошло объединение средних медицинских школ. Они преобразовались в Омское областное медицинское училище № 1.

5. 1954-1994 гг.

В ООМУ №1 после слияния велась подготовка фельдшеров, акушерок, медицинских сестер и братьев, зубных техников и врачей, помощников санитарных врачей.
В 1961 г. возникла потребность в медицинских сестрах для детских дошкольных учреждений. На отделение было принято 30 человек для обучения по данной специальности.
С 1978 г. на базе ООМУ№1 началась систематическая подготовка медицинских сестер без отрыва от производства (очно-заочная форма обучения).
В 1950-1980-х гг. самый значительный контингент выпускников готовило отделение «Сестринское дело».
В 1988 году по инициативе директора Чернышева А.Л., преподавателей и студентов был открыт музей истории медицинского училища.
В 1992 году построен новый типовой, более просторный учебный корпус по улице Дианова, куда в 1992 году и переехало училище.

6. С 1994 г.

1994 год стал рубежным для истории нашего учебного заведения. В целях подготовки средних медицинских кадров повышенного уровня квалификации, создания единой системы непрерывного образования и во исполнении решения Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 20 апреля 1994 г. №4 «О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации», а также на основании приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации №165 от 11 августа 1994 г. «Об организации медицинских колледжей в городах Волгограде, Кирове, Омске, Твери, Тольятти, Туле» было принято решение о реорганизации Омского областного медицинского училища №1 (ООМУ-1) в Омский областной медицинский колледж (ООМК). Наш колледж стал считаться базовым учебным заведением по подготовке специалистов среднего медицинского звена для Омской области. В новый 1994-95 учебный год наше учебное заведение вступило в статусе колледжа. В 1995 г. на базе нашего учебного заведения состоялся российско-американский семинар «Этика и духовность медицинской сестры».

В 2000-2003 гг. проходил процесс слияния нашего учебного заведения и Медицинского училища №4, готовившего медицинских сестер и фельдшеров (ул. Химиков, д. 51). В 2004 г. процесс объединения был завершен. Сотрудники Медицинского училища №4 были трудоустроены преподавателями в областной Медицинский колледж. Здание на ул. Химиков стало учебным корпусом №2.

В 2001 году по инициативе директора Чернышева А.Л., а также руководителя музея истории колледжа Приваловой С.М. была предпринята большая работа в архивах по установлению преемственной связи учебного заведения с омской фельдшерской школой XIX в. В результате была установлена дата основания учебного заведения – 1852 г. дата возникновения фельдшерской школы при омском военном госпитале.

С 2009 г. на отделении «Сестринское дело», а с 2012 г. на отделении «Акушерское дело» начинается набор студентов на базе основного общего образования. Большое значение придаётся социальной и психологической адаптации первокурсников, воспитанию, широкому использованию здоровьесберегающих технологий, активному участию в общественной жизни.
С 2010 г. ведется подготовка по специальности «Стоматология профилактическая» на отделении «Стоматология».
Занятия по профессиональным модулям и учебным дисциплинам ведут опытные преподаватели, имеющие высшие и первые квалификационные педагогические категории, опыт работы в практическом здравоохранении.

Выпускники БПОУ ОО «Медицинский колледж» уже многие годы являются востребованными специалистами для районов Омской области, регионов России, а также стран ближнего зарубежья.

На настоящий момент БПОУ Омской области «Медицинский колледж» готовит специалистов среднего профессионального образования по следующим специальностям:
Акушерское дело
Лечебное дело
Сестринское дело
Стоматология ортопедическая
Стоматология профилактическая

С 2024 г. в Бюджетном профессиональном образовательном учреждении Омской области «Медицинский колледж» началась реализация ФП «Профессионалитет».

Наш областной медицинский колледж имеет богатую на события историю. Наши выпускники востребованы не только в Омске и Омской области, но и во многих других регионах нашей необъятной Родины, а также в ближнем зарубежье. В нашем учебном заведении бережно относятся к прошлому, трудятся и постигают медицинские знания в настоящем и конечно смотрят далеко вперед в будущее где приобретенные навыки и знания можно применить в жизни и в профессиональной практике. Мы будем рады вас видеть в стенах музея истории колледжа, чтобы поделиться с вами уважаемый посетитель нашими ценными документами, чтобы вы не остались равнодушными к истории становления среднего медицинского профессионального образования в Омске с 1852 года и до начала XXI века…

Сотрудники участники Великой Отечественной войны.


Копылов Алексей Иванович
В 1936 г. окончил Второй Медицинский институт. До войны работал хирургом и главным врачом в Калининской области. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года сражался на фронтах Великой Отечественной войны.

Из воспоминаний А.И. Копылова участвовавшего в освобождении узников концлагерей:
«Концлагеря. Бараки, обнесённые колючей проволокой, узники, с трудом передвигающие ноги, изможденные в полосатых рубищах. Они были страшны - скелеты, обтянутые сухой старческой кожей. Они не просили поесть - они, молча, стояли, виновато глядя на нас лихорадочными глазами».
«Когда объявили победу, я долго не верил ночной тишине: а вдруг опять взорвут её визг воздушной тревоги, вой самолётов, гром бомбежки?!».

Титов Сергей Петрович
В 1941-1943 гг. обучался в Фельдшерско-Акушерской школе в г. Ханты-Мансийске, но из-за призыва в РККА обучение не завершил.
С 1943 г. в действующей армии. Был награжден Орденом «Красная Звезда», Медалью «За освобождение Варшавы», Медалью «За взятие Берлина».
В 1946-1947гг. завершил обучение на фельдшера в Фельдшерско-акушерской школе в г. Омске. С 1950 по 1960 гг. обучался в ОмГМИ.
С 1965 по 1994 гг. работал преподавателем хирургии в ООМУ №1.

Из воспоминаний С.П. Титова участника штурма Берлина о праздновании победы в войне:
«Стоял тихий майский вечер. Вдруг тишину разорвала беспорядочная стрельба. Мы выскочили на улицу. И вдруг - «Победа! Победа!» неслось улицей. Солдаты вскидывали автоматы и палили в воздух. Мы стояли и плакали от счастья. Затем пронесли знамена по улицам поверженного Берлина. И бесконечно счастливые стояли у стен Рейхстага и писали свои автографы».

Молдованова Евгения Борисовна
В 16 августа 1942 года окончила ОмГМИ, а уже 19 августа получила распределение на фронт и назначается врачом пехотного стрелкового полка 25-й армии Дальневосточного фронта и получает звание военного врача III ранга (капитан медицинской службы). В руки старшего врача 22 лет было вручено 1000 жизней советских солдат. В августе 1945 г. принимала участие в боевых действиях против Японии на территории Корейского полуострова.

Из воспоминаний Е.Б. Молдовановой о работе медсанбате и госпитале:
«Мы девчонки в неловких шинелях, в солдатских сапогах, с винтовкой и с санитарной сумкой через плечо спасли жизнь тысячам воинов. Небо раскалываясь, со стоном, кусками падало в огонь боя, а сестры выносили, вытаскивали изорванные металлом, истерзанные тела, закрывая собой от последнего, может быть осколка. Плакали от страха, бессилия и усталости, но не бросали, тащили, волокли солдат к свету, к жизни».

Рысев Андрей Семенович
После окончания омской зубоврачебной школы в 1940 г. был оставлен при школе на преподавательскую работу как отличник где и проработал до 7 июля 1941 г., когда был мобилизован в действующую Красную армию.
За время службы в Красной армии с 7 июля 1941 г. по 14 сентября 1945 г. служил в различных пехотных частях в должности начальника зубного кабинета, врача специалиста по челюстно-лицевой хирургии на разных фронтах. Во время войны был три раза ранен. Награждён орденом «Красной звезды», 4 медалями согласно Указам Президиума Верховного Совета СССР.
Made on
Tilda