Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области

Каждый застрахованный под надежной защитой


Наряду с решением задач по стабильному финансированию территориальной программы и контролю рационального использования денежных средств фонд осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС застрахованным лицам. Его обеспечивает управление по контролю за качеством медицинской помощи и защите прав застрахованных лиц, которое представлено отделом защиты прав граждан в системе ОМС и отделом сопровождения проектов в системе ОМС. Это ежедневная деятельность, направленная на выявление дефектов в оказании медицинской помощи, предполагающая их дальнейшее устранение и способствующая улучшению качества оказания медицинской помощи.
Законодательно утверждены формы контроля в виде медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи, а также установлены минимальные объемы экспертиз от числа принятых к оплате случаев оказания медицинской помощи.

В 2018 году вышел Указ Президента РФ, устанавливающий и утверждающий национальные проекты России. В рамках реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» проводятся новые виды экспертного контроля, осуществляется мониторинг проведенных страховыми компаниями экспертных мероприятий по случаям острого коронарного синдрома и острого нарушения мозгового кровообращения, установленного онкологического заболевания или подозрения на него, оказания медицинской помощи с применением рекомендаций медицинских работников национальных медицинских исследовательских центров.  Национальными медицинскими исследовательскими центрами проводятся консультации с применением телемедицинских технологий врачей любых специальностей. Становится возможным определить состояния здоровья пациента на расстоянии.


Большое внимание уделяется тематическим экспертизам качества медицинской помощи по вопросам диспансеризации всех групп населения и диспансерному наблюдению. Эту работу проводят врачи-эксперты–специалисты самого высокого уровня, клиницисты и организаторы здравоохранения одновременно, признанные авторитеты в своей области медицины. Сегодня в территориальном реестре 236 экспертов, из них 26 докторов медицинских наук, 74 кандидата медицинских наук, 75 врачей высшей квалификационной категории. С 2016 года проводится конкурс «лучший эксперт качества медицинской помощи», что является мощным стимулом для совершенствования института экспертного контроля.

В период пандемии COVID-19 активно внедряется проведение очных экспертиз качества оказываемой медицинской помощи в период пребывания пациента на стационарном лечении. По результатам проводимых экспертиз разрабатываются меры по улучшению качества медицинской помощи, ведется обучение медицинских работников, внедряются новые технологии лечения, приобретается медицинское оборудование.

С 2016 года налажена обратная связь с застрахованными лицами посредством создания на базе фонда многофункционального Контакт-центра, позволяющего с высокой эффективностью осуществлять своевременную защиту прав и интересов граждан, тысячи из которых получили квалифицированную помощь в ответ на свои обращения.

В этом же году здравоохранение полностью переходит на пациентоориентированную модель. Прямая обязанность СМО – отстаивать права пациентов, в том числе при необоснованных отказах в оказании бесплатной медицинской помощи. Приняты конструктивные меры по совершенствованию деятельности СМО, направленной на информирование и сопровождение застрахованных лиц при организации оказания им медицинской помощи. Это предполагает постоянное «ведение» застрахованных лиц, включая их консультирование по вопросам оказания медицинской помощи, напоминание о праве выбора медицинской организации и врача, информирование о необходимости прохождения диспансеризации, ее целях и задачах, контроль ее прохождения, организацию госпитализации застрахованного лица с учетом его выбора медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь.

Для обеспечения перечисленных функций СМО в нашей стране поэтапно формируется трехуровневый институт страховых представителей. Для урегулирования взаимоотношений застрахованного лица и медицинской организации организуются дежурства страховых представителей СМО в медицинских организациях. График их работы составлен с учетом наибольшей посещаемости – в утренние часы, когда помощь наиболее востребована. Кроме того, в медицинских организациях организованы «посты». Специалисты СМО наделены полномочиями по выявлению недостатков в организации работы лечебных учреждений и контролю за соблюдением прав граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества в объеме и на условиях, установленных территориальной программой ОМС.

Социально значимым направлением становится проведение социологических опросов населения с целью изучения их мнения об условиях и качестве оказываемой медицинской помощи в медицинских учреждениях, о проблемах, с которыми они сталкиваются, при которых одновременно оценивается уровень информированности застрахованных лиц о возможностях системы оказания медицинской помощи и о правах в сфере ОМС. Эта работа не проходит даром: сокращаются сроки ожидания приема врача, улучшается работа регистратур и техническое оснащение поликлиник.

Особое внимание отводится работе по информированию населения в вопросах ОМС: в медицинских организациях размещаются информационные стенды, социальные ролики о правах застрахованных, о порядке получения полиса, о праве выбора СМО и врача и т.п. В целях повышения доверия населения к инициативам национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» организована работа по его информационному освещению в СМИ и соцмедиа. Совместно с сотрудниками СМО проводятся общественно значимые мероприятия и акции с разъяснением роли реализации основных направлений проектов для повышения уровня доступности и качества оказания медицинской помощи в сфере ОМС. Гражданам выдаются буклеты, брошюры, памятки и листовки с важной информацией. Внедряются новые формы информирования и помощи: Школы здоровья при медицинских организациях, интерактивная инсталляция – Здравографика, телефоны оперативной связи со страховыми представителями.

Включение фонда в проект «Бережливая поликлиника» стало важным инновационным подходом, посвященным вопросу улучшения организации первичной медико-санитарной помощи. Внедрение принципов «бережливого производства» позволило сократить очереди в медицинских организациях, активизировать электронную запись пациентов. Появились открытые регистратуры, колл-центры, что позволило сократить очереди и время на прохождение записи, повысить качество услуг, обеспечить рост производительности труда и уровня мотивации персонала, что в конечном счете отражается на росте удовлетворенности граждан.

Все эти меры наряду с созданием нормативных и организационных условий, стимулирующих ведение здорового образа жизни, существенно повышают приоритет профилактики в российском здравоохранении.

Нет системы без организации


С момента внедрения в мае 2011 года полиса ОМС единого образца управлением организации и развития системы ОМС проводится подготовительная работа с представительствами фонда, СМО в части организации работы по обязательному медицинскому страхованию граждан области и выдаче полисов ОМС единого образца, а также информационно - методическая поддержка с разъяснением основных положений нового закона с целью дальнейшего проведения информационной работы с населением. Человек перестает зависеть от страховой компании, к которой его однажды прикрепил работодатель. У застрахованного появилась возможность свободного выбора как СМО, так и врача, и медицинской организации, где он планирует получать медицинскую помощь.
Не прекращается контроль деятельности СМО в сфере ОМС. Осуществляются комплексные и тематические проверки организации и проведения ОМС в пунктах выдачи полисов, в том числе соблюдения сроков передачи данных о застрахованных лицах и сведений об изменениях этих данных в фонд, а также достоверности сведений, внесенных СМО в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц. Систематически проверяются официальные сайты СМО: их актуальность и соответствие требованиям нормативных правовых актов в сфере ОМС.

Ведется важная работа по формированию регионального сегмента единого регистра застрахованных на территории Омской области граждан, содержащего сведения о выданных полисах ОМС. Его актуальность крайне важна при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, при финансировании СМО и медицинских организаций, при межтерриториальных расчетах, при обработке ходатайств об идентификации застрахованных граждан. Контроль его ведения осуществляется отделом организации системы ОМС на основании сведений о застрахованных по ОМС, представляемых как СМО, так и рядом других организаций: органами государственной регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС), Федеральной налоговой службой, Военным комиссариатом Омской области, медицинскими учреждениями.

Формирование единой базы застрахованных лиц Омской области ведется с учетом всех требований законодательства Российской Федерации в сфере ОМС, что позволяет организовать получение гражданами медицинской помощи в медицинских организациях любых форм собственности, включенных в систему ОМС: бюджетных, муниципальных, частных, а также федерального подчинения.

В последние годы перед управлением открываются абсолютно новые перспективы развития. Работа всех участников системы ОМС переходит в цифровой формат, в первую очередь при взаимодействии с застрахованными лицами, новое поколение которых выходит на активное использование интернет-ресурсов: Единого портала государственных и муниципальных услуг, его платформы обратной связи и облачных хранилищ данных. В рамках эксперимента по созданию, переводу и развитию государственных информационных систем и их компонентов на единой цифровой платформе «ГосТех» осуществляется перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид, согласно которым на Едином портале государственных услуг для застрахованных по ОМС стали доступны новые сервисы.

С вступлением в силу в декабре 2022 года ряда изменений в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также утвержденных новых правил персонифицированного учета в системе ОМС осуществляются действия по переходу на новую информационную систему по ведению персонифицированного учета – Федеральный единый реестр застрахованных лиц (ФЕРЗЛ). Данные единого реестра застрахованных лиц по Омской области с использованием средств криптографической защиты информации переданы в ФЕРЗЛ. Особое внимание уделено достоверности и защите сведений, обрабатываемых системой, в том числе персональных данных и медицинской информации участников ОМС.

Изменился и порядок формирования и выдачи полиса ОМС застрахованному лицу. Теперь доступны цифровые полисы ОМС. Такой полис представляет собой уникальную последовательность символов, которая формируется в едином регистре застрахованных лиц и служит для персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах. Он выдается в виде выписки из ФЕРЗЛ (документа на бумажном носителе, предназначенного для нанесения, хранения и передачи полиса), которую можно получить в офисе страховой медицинской организации, либо в виде штрихового кода (графической информации в кодированном виде), сформированного через Единый портал государственных услуг.

Для новорожденных предусмотрена проактивная выдача полисов, то есть сразу после оформления свидетельства о рождении ребенку формируется единый номер полиса в виде записи в едином цифровом реестре застрахованных лиц. Документ появляется в личном кабинете на Едином портале государственных услуг у родителей. В случае, если СМО не была выбрана, фонд назначает ее самостоятельно, пропорционально распределяя неопределившихся в своем выборе застрахованных граждан между тремя СМО, действующими в регионе. На сегодняшний день их три: Омский филиал ООО «АльфаСтрахование – ОМС», Омский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ - Мед» и филиал ООО «Капитал МС» в Омской области.

Для взаимодействия с медицинскими организациями при актуализации формирующегося на основании ежегодно поступающих от медицинских организаций уведомлений территориального реестра медицинских организаций Омской области, данные которого актуализируются на протяжении всего финансового года, в 2023 году в управлении создается новый отдел по взаимодействию с медицинскими организациями. Работа ведется в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования при активном участии самих медицинских организаций и взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

Цифровое пространство и информационная безопасность

Решение большого комплекса поставленных задач требует все более полной интеграции работы в информационном пространстве. В рамках цифровизации бизнес-процессов фонда управлением информационных технологий не только развиваются собственные программные продукты, электронный учет и документооборот, но и производится интеграция с внешними информационными системами и источниками данных.


Сегодня в фонде существуют и функционируют два информационных ресурса – это общедоступный сайт https://omsomsk.ru/ для граждан и доступный только в защищенной сети передачи данных портал для участников системы ОМС. Официальный сайт ТФОМС Омской области позволяет решать задачи информационного взаимодействия в сфере ОМС и служит инструментом взаимодействия фонда с населением и обществом в целом. Здесь создан ряд пользовательских, востребованных у населения, медицинских организаций и СМО сервисов. Это общественная приемная, в рамках которой есть возможность написать обращение или задать вопрос специалистам фонда, информационная система по ведению «Реестра экспертов качества медицинской помощи», возможность онлайн подачи заявлений по включению в реестр для медицинских организаций и СМО, разделы с нормативно-справочной информацией.

Программный комплекс «Информационно-технологический портал» предназначен для информационного сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи и соответствует нормативной базе федерального уровня. Одно из обязательных условий его полнофункциональной работы – строгое соответствие структуры и форматов файлов информационного обмена между участниками системы ОМС. Учитывая, что функционирование портала базируется на основе данных различных информационных систем участников ОМС, его внедрение потребовало интеграции и согласования входных и выходных источников данных информационных систем.

Создается Единый цифровой контур в системе здравоохранения региона на основе информационных систем медицинских организаций, которые обеспечивают не только электронный документооборот, но и формирование баз данных по пациентам, их болезням, результатам лечения, справочным материалам, единой электронной медицинской карте, а также подсистем государственной информационной системы ОМС: реестров медицинских организаций и СМО, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, единого реестра экспертов качества медицинской помощи, единого регистра застрахованных лиц.

Наряду с решением традиционных задач, связанных с ведением баз данных, обеспечением финансовых потоков, Единый цифровой контур призван обеспечить контроль за рациональным распределением потоков застрахованных лиц, направленных в медицинские организации, предотвратить дублирование выставляемых счетов, одним словом, обеспечить максимальную прозрачность действий в условиях реализации новой, достаточно сложной модели движения финансовых потоков и потоков граждан, застрахованных в системе ОМС.

Разрабатывается и внедряется прикладное программное обеспечение на основе современных средств программирования, позволяющее интегрировать информационные потоки фонда в единое информационное пространство региона. Продолжается сопровождение существующего программного обеспечения, в том числе с использованием новых информационных технологий, принимаются меры по обеспечению соответствия разрабатываемых технологических процессов требованиям безопасности при обработке информации.
В условиях постоянно возрастающего объема, интенсивности и значимости информационных потоков, необходимости обеспечения требований безопасности информационных систем с выполнением требований законодательства РФ за счет совершенствования структуры данных и программного обеспечения уровня медицинских организаций, СМО и фонда продолжается важный этап проекта «Информатизация здравоохранения». Он связан с формированием общего информационного пространства на базе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Надежность, эффективность функционирования и безопасность информационных систем, производственных процессов и информационно-технологической инфраструктуры фонда обеспечивается отделом информационной безопасности и технического обеспечения.
Информационная инфраструктура фонда включает несколько десятков аппаратных и виртуальных серверов, аппаратные и программные АТС, локальную вычислительную сеть. Сегодня фонд является оператором девяти информационных систем персональных данных, для которых проведена оценка эффективности реализованных в рамках системы защиты персональных данных мер по обеспечению безопасности персональных данных.

В целях реализации мер по обеспечению безопасности персональных данных обеспечивается функционирование сети средств криптографической защиты информации ViPNet, средств электронной подписи, средств обнаружения вторжений, антивирусных средств, средств защиты информации от несанкционированного доступа.

В течение двух последних лет с учетом накопившегося опыта и требуемых изменений дорабатывалась введенная в эксплуатацию в 2016 году с применением отечественного программного обеспечения информационная система Контакт-центра.

За последние годы внедрены такие информационные системы как системы электронного документооборота DirectumRX и СБИС, система видеоконференцсвязи Trueconf, с помощью которой проводятся десятки мероприятий в год.

С 2020 года в рамках исполнения норм действующего законодательства осуществляется переход на отечественное офисное программное обеспечение. К настоящему времени апробированы подходы по использованию операционной системы, средств виртуализации, пакета офисных приложений. В текущем году планируется миграция на отечественное средство виртуализации всех виртуальных серверов.

В связи с изменениями действующего законодательства в сфере ОМС в конце 2022 года и по настоящее время осуществляется смена информационных систем, обеспечивающих ведение персонифицированного учета в ОМС застрахованных лиц, содержащих в том числе сведения о полисе ОМС.

С УВЕРЕННОСТЬЮ В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ

В конце 2024 года руководителем фонда назначен молодой, активный, целеустремленный юрист Павел Владимирович Найденко. Ранее он занимал должность первого заместителя руководителя фонда обязательного медицинского страхования Донецкой Народной Республики. Приобретенный опыт позволил Павлу Владимировичу сразу окунуться в работу и приступить к реализации трех новых национальных проектов, напрямую имеющих отношение к медицине: «Продолжительная и активная жизнь», «Новые технологии сбережения здоровья» и «Семья». Проекты, ключевая цель которых – достижение новых показателей долголетия граждан, являются продолжением завершившихся в 2024 году нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография».


Сегодня ТФОМС Омской области - это четко, как часы, работающая система финансирования в сфере здравоохранения, обеспечивающая прием, обработку, оплату реестров счетов за оказанную медицинскую помощь по программе ОМС всем жителям области. Это персонифицированный учет застрахованных лиц и оказанной им медицинской помощи, построенный в строгом соответствии с нормативной базой. Это стабильный профессиональный коллектив. В тесном взаимодействии с Министерством здравоохранения Омской области фонд успешно реализует государственную политику в сфере обязательного медицинского страхования, определенную Федеральными законами «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».


Выстроенная на сегодня схема взаимодействия между участниками ОМС, где фонды и СМО обеспечивают функционирование всей системы и гарантию прав граждан на качественную и бесплатную медицинскую помощь, является оптимальной и логичной. Но изменения в сфере ОМС происходят постоянно, и нам есть что совершенствовать. При выполнении задачи по защите интересов пациентов многое зависит от активности самих пациентов, от их желания заботиться о своем здоровье, а для этого необходимо вовлечь их в конструктивное взаимодействие со всеми участниками ОМС.

Политика фонда в ближайшие годы во многом будет сконцентрирована на создании и совершенствовании единых цифровых сервисов, унификации региональной информационной системы, а также будет направлена на усиление принципа единого подхода в работе фонда и СМО при обеспечении прав граждан в сфере ОМС. Решение одной из глобальных задач - информатизация системы ОМС- позволит создать двустороннюю связь между пациентом и лечащим врачом. Застрахованный гражданин сможет беспрепятственно получать ряд организационных и консультативных услуг дистанционно, а врач сможет оперативно получать полную информацию из различных медицинских источников о состоянии здоровья своего пациента.

Фонд продолжит укреплять взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти, учреждениями здравоохранения, страховыми компаниями и населением.
Таким образом, сегодня перед фондом стоят новые интересные задачи. Но все они по-прежнему подчинены одной самой главной цели - обеспечению граждан нашей большой страны качественной и доступной медицинской помощью, что играет ключевую роль в увеличении ожидаемой продолжительности жизни граждан, а также улучшению демографической ситуации.
Made on
Tilda